По грязи в князи - раллийные гонки эпохи PSX

По грязи в князи - раллийные гонки эпохи PSX

Лето кончилось, так и не начавшись в нашем регионе. Дождь и ветер при +20 постепенно перетекли в дождь и ветер при +10, машины месят грязь на подобии дорог, которые каждый месяц чинят, причём после починки их состояние становится только хуже. Настроение ниже фарватера, хочется послать всё на три буквы. Причём английские. WRC. Не знаю как вам, а для меня просмотр трансляций и записей этапов классического ралли в высоком разрешении - неплохой способ поднять себе настроение и расслабить залитый информационными помоями мозг.

Однако, как человек слишком деятельный для того, чтобы просто смотреть трансляции, я предпочитаю к просмотру добавлять эмоции от виртуального участия в этапах знаменитого соревнования, дабы удовольствие было полным. Ну а о том, во что довелось поиграть, я привык отписываться, чтобы порекомендовать всем желающим какую-либо игру, а то и предостеречь от запуска чего-то совсем уж мерзкого. И сегодня мне бы хотелось совершить с вами экскурсию в музей раллийных симуляторов пятого поколения игровых систем, конкретно - раллийные гонки для PSX. Впрочем, прежде, чем перейти к самим играм, давайте слегка обозначим сам вид спорта, к которому они восходят.

Итак, раллийный спорт как понятие зародился в 1907 году, когда прошло первое в мире ралли - Ралли Монте-Карло (кстати, этап Монте-Карло ввиду этого нередко ставят первым в сетке мирового чемпионата). С тех пор многое изменилось - на смену длинным этапам пришли короткие спецучастки, суперспецучастки превратились в самостоятельную дисциплину Race Of Champions ("Гонки чемпионов"). Отдельным видом отпочковался ралликросс, то есть ралли по пересечённой местности (классическое ралли проходит в основном по ДОПам - дорогам общего пользования). На текущий момент этот торт можно разрезать на два больших куска и оставить кусочек поменьше. Первым куском, на мой взгляд, самым вкусным, будет классическое ралли, оно же WRC (World Rally Championship под эгидой FIA, международной федерации автоспорта). Второй - это ралликросс, частный случай автокросса, бывшего популярным ещё в СССР. В отличие от классического ралли, здесь гонки проходят не по спецучасткам, а по кольцевым трассам, а соперники состязаются не со временем, а друг с другом.

И оставшийся кусочек - это "гонка чемпионов", голимые суперспецучастки (кольцевые), которые проходятся гонщиками на одинаковых автомобилях. Наименее зрелищный вид спорта из всего вышеперечисленного, потому как не предполагает подрезаний, столкновений, как в автокроссе, или живописных панорам как в классическом ралли. Понятное дело, делать игры выгоднее в жанре автокросса или классики, потому как в таком виде они найдут более широкую аудиторию. Ну а в случае с кроссом - не так много требуется трасс придумать, как для хорошего классического ралли.

И потому не нужно удивляться тому, что первыми раллийными играми на PSX были ралликроссовые Rally Cross и NFS: V-Rally. Обе вышли в 1997 году и если вы запустите их сегодня, то они покажутся вам не очень. Странная физика вкупе с излишне попугайской графикой почти наверняка оттолкнут любителей изысканных красот и мощных авто мира раллийных гонок.

В таком же ключе, как ни странно, вышла Tommi Makinen Rally, получившая в заголовке имя четырёхкратного мирового чемпиона Томми Мякинена. Интересно то, что вот, к примеру, Колина МакРея, который всего раз завоевал мировой кубок, знают хотя бы понаслышке даже далёкие от автоспорта люди. А Мякинен как-то в тени остался. А знаете почему? Из-за видеоигр!

Если серия Colin McRae Rally неплохо раскрутилась, то и гордое имя своего чемпиона она лишний раз (и не раз) прославила. А если Tommi Makinen Rally по физике получилась симулятором детских машинок, да ещё и со странной камерой, то и сам Мякинен забылся так же, как и эта игрушка. Тем не менее, в программе были предусмотренны погодные условия, времена суток и различные страны для проведения ралли. Визуальный ряд - а игра вышла в 1998 году - был довольно убедителен, на машинах появились отражения. Тем обиднее, что в такую вкусную обёртку завернули такой отвратительный физический движок, способный испортить всё впечатление от игры.

Зато физикой удивила Rally Cross 2, что вышла в один год с Tommi Makinen Rally. Будучи типичным автокроссом, игрушка может неплохо развлечь, благо трассы достаточно красивы, а игровой процесс достаточно динамичен. Но где же классическое ралли? Требуем классическое ралли!

Его принесёт 1999 год. Здесь уже стало интереснее. За первое место в этот год схватились три крупные игрушки - первая часть Colin McRae Rally, V-Rally 2 и брэндовая погань Mobil 1 Rally Championship. Про "МакРея" говорить можно долго и вкусно - и физика в норме, и в графическом плане конфетка, и этапы чемпионата очень близки к взаправдашним, и правила самые, что ни на есть, классические.

Игроку предоставляется возможность выбрать автомобиль класса WRC, настроить его по своему усмотрению - и бороться с управлением так же остервенело, как это делают настоящие раллийные пилоты. Меняющееся время суток, меняющиеся погодные условия. Грязь, покрывающая корпус автомобиля. Словом, классика раллийного спорта, как она есть. Реклама продукту была бы излишней - про серию так или иначе слышали практически все любители видеоигр.

В противовес брутальному в плане отношения к игроку Colin McRae Rally выступила более аркадная V-Rally 2, которую одни игровые эксперты усердно впихивают в серию NFS, а другие столь же усердно её оттуда выпихивают. Как бы там ни было, в Америках игрушка имела в подзаголовке NFS, так что тема закрыта. Пересев на более интересный игровой движок, вторая чать V-Rally показала более правдоподобную физику (хоть и упрощённую - дань общей аркадности), приятные модельки автомобилей, впечатляющие погодные эффекты - и более шустрый по сравнению с "МакРеем" игровой процесс. Этапы чемпионата - если вы играете в чемпионате - в целом соответствуют сетке WRC, однако внутри этих этапов время прохождения спецучаска считается не по таймерам отрезков трассы, как оно в жизни, а прямо по ходу гонки. Это, конечно, несоответсвие. Зато бонусом к прохождению чемпионатов будет фрагмент записи одного из классических этапов ралли.

Заметьте, я не говорю об автомобилях, доступных в игрушках. Потому что в целом (не считая Rally Cross 1 и 2) они соответствуют тем моделям, которые участвовали в раллийных этапах тех лет. Не все моделировались досканально, но попытки были. К чему это я? Да к тому, что в Mobil 1 Rally Championship для PSX играть без слёз невозможно. 1999-й год, технологии - загляденье.

В гонках прозвучали достаточно громкие имена. А тут выходит нечто, где трассы, быть может, и неплохие, но вот машина движется по ней как в советском кукольном мультфильме - дрожа, будто бы от холода. Держу пари, сядь я в такое авто, меня бы в скором времени стошнило. Вот и игра - одна тошниловка. Впрочем, ПК версия получила высокие оценки, потому как там "моторчик" был интереснее, физика - правдоподобнее, а графика - убойнее. Хотя - справедливости ради - все 36 трасс проходят в одной лишь Великобритании, что опять же нарушает канон WRC, и мне, как поклоннику классического ралли, такое отношение к предмету неприятно.

За 1999-м годом пришёл... правильно, 2000-й! Colin McRae Rally 2 - главная звезда этого времени на отмирающей PSX. Модель повреждений автомобиля просто шикарна, картинка для своей платформы - едва ли не потолок. Гибко настраиваемая сложность, благодаря чему даже новички смогут насладиться великолепием соревнований на ДОПах и суперспешлах по всему миру. Продолжение превзошло оригинал вне всяких сомнений, и в рамках платформы это лучший раллийный автосимулятор. 

А вот вышедшая в этот же год Mishelin Rally Masters Race Of Champions получилась под стать своему названию - несуразной. Впрочем, таковой она получилась только на PSX, обладатели же ПК игрушкой остались довольны - сказалась неплохая картинка и впечатляющая физика. Невольно хочется ткнуть носом ненавистников PSP в эти ущербные порты - намного ли они лучше "впихивания" больших игр в портативный формат?

И последняя раллийная игрушка на PSX вышла в 2002 году... и лучше бы не выходила вовсе. FIA WRC Arcade, будучи официальным продуктом чемпионата, намекает играющей публике на то, что Международной Федерации Автоспорта по барабану, на какую дрянь лепить свой лейбл. Впрочем, погодите - потом будут мобилки, WRC Shakedown Edition и WRC The Official Game.

 

Собственно, в официальной игре по WRC нет режима мирового чемпионата по ралли. Это как жениться без женщины. Впрочем, остальные элементы не лучше - слабая графика, слабая физика и всего 16 трасс.

Получается не музей, а кунсткамера какая-то. Собственно, из стоящих игр именно про ралли выделить можно всего три - V-Rally 2, CMR 1 и 2. Rally Cross 2 придётся по вкусу любителям автокросса. А вот остальное сегодня даже под пивко не пойдёт. Поэтому не тратьте траффик на скачиванье образов, не тратьте деньги на покупку дисков с этим ужасом. Лучше по десятому кругу пройти те три игры, что удались, ченм выдавливать из себя радость при игре в те, что получились не очень. Радуйтесь жизни, играйте в хорошие игры, побеждайте в хороших ралли!


Автор: Tvadimka

TwitterG+